Российско-Монгольский институт (РМИ) был создан для организации совместных образовательных программ по новым направлениям техники и технологии в интересах Монголии на основании Межправительственного Соглашения между Монголией и Россией от 18 февраля 1997 года, приказа министра Науки и просвещения Монголии, распоряжения мэра Улан-Батора от 26 июля 1996 года № 126/А-184.
В 1999 году при содействии Монгольской Академии наук и Министерства инфраструктуры Монголии был подписан договор между МЭИ и Уланбаторским Университетом (УБУ) о создании Образовательного центра МЭИ в Улан-Баторе, как подразделения РМИ, для реализации совместных образовательных программ.
В 1999 году был открыт прием студентов на первый курс по направлению Радиотехника и на Подготовительный факультет.
В 2000 году открыт прием на направления Радиотехника, Электроэнергетика, Теплоэнергетика.
В 2001 году открыт прием на направления Радиотехника, Экономика и менеджмент предприятия, Электроэнергетика, Теплоэнергетика.
В 2001 году первые студенты были переведены на третий курс МЭИ.
В 2003 году в МЭИ состоялся первый выпуск бакалавров, которые начали обучение в РМИ. Первые выпускники данной программы поступили в магистратуру МЭИ.
В 2003 году Образовательный центр МЭИ стал основой для создания Консорциума «Московские Университеты в Монголии», в который вошли: МЭИ(ТУ), Московский государственный строительный университет, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Московский государственный университет леса.
ВУЗы – участники Консорциума на первом общем собрании представителей избрали правление Консорциума в составе:
- проректора по международным связям Московского энергетического института (технического университета) Желбакова И.Н.,
- проректора по международным связям Московского государственного строительного университета Жихарева Ф.К.,
- первого проректора Московского государственного университета путей сообщения Выгнанова А.А.
Весной 2004 года Образовательный центр МЭИ провел Первую Московскую Олимпиаду по естественным наукам и истории Москвы в Монголии. Олимпиада проходила среди разных категорий школьников. Сначала была проведена Олимпиада в Улан-Баторе среди российских спецшкол и монгольских спецшкол с обучением на русском языке. На тот момент таких школ в Монголии, имеющих 11 классов, в Монголии семь. Олимпиада проводилась по естественным наукам (физике, биологии, химии), математике, информатике и истории Москвы.
После этого в пяти крупнейших городах Монголии была проведена аналогичная Олимпиада среди монгольских школьников. Олимпиада проводилась по физике, математике и русскому языку. Задания по математике и физике дублировались на русском и монгольском языках.
Во время проведения Олимпиады школьники подробно информировались о деятельности ОЦ и о перспективах обучения в России.
В разных городах Монголии в ней приняли участие свыше 1000 школьников. Около ста из них были отмечены грамотами, ценными и денежными призами. 7 победителей получили право на бесплатное обучение в Вузах России по квотам Правительства Российской Федерации. Олимпиада была проведена при поддержке Посольства РФ в Монголии, Российского Центра Науки и Культуры (РЦНК) в Улан-Баторе и Представительства Московского Центра международного сотрудничества (МЦМС). Проведение Олимпиады отмечено благодарственными письмами Посольства РФ в Монголии и Департамента международных связей города Москвы.
Победители Олимпиады из разных городов, были приглашены в РЦНК в Улан-Баторе, где им в торжественной обстановке, были вручены многочисленные призы. Данное событие проходило в рамках Праздника русской словесности и широко освещалось в прессе и на телевидении.
В октябре 2008 года между Консорциумом «Московские ВУЗы в Монголии», Новосибирским межвузовским центром международного образования «NICE» и Центром международного учебно-научно-технологического сотрудничества «Интернаука» было подписано Соглашение о создании Альянса «Российские ВУЗы в Монголии».
Данный Альянс создан в целях изучения и внедрения инновационных разработок в области международного образования, использования накопленного Участниками в данной области опыта, проведения совместной согласованной политики на образовательном рынке Монголии и других государств.
Председателем Альянса избран проректор по международным связям Московского энергетического института (технического университета) Игорь Николаевич Желбаков. В Правление Альянса вошли также Печорина Анна Викторовна, директор Центра международного учебно-научно-технологического сотрудничества «Интернаука» (г.Ростов-на-Дону) и Извекова Татьяна Федоровна, директор Центра международного образования и языковой коммуникации Новосибирского государственного медицинского университета (от «NICE»).
Образовательный Центр МЭИ (далее ОЦ) в Улан-Баторе являлся уникальным образовательным учреждением. Не являясь изначально коммерческим проектом, ОЦ смог за пять лет своего существования не только выжить, но и заметно усилить свои позиции. Исключая начальный период, ОЦ существовал на условиях полной самоокупаемости.
Для того чтобы успешно развиваться, совершенствовать материально-техническую базу, было необходимо постоянно увеличивать численность студентов, обучающихся в ОЦ. На протяжении ряда лет это удавалось, однако в 2009, впервые, численность студентов не возросла.
Основными причинами такой ситуации стали нижеперечисленные факты.
Перечень специальностей, по которым ведется обучение в МЭИ, был указан выше (Радиотехника, Экономика и менеджмент предприятия, Электроэнергетика, Теплоэнергетика). Однако в ходе рекламных компаний руководство ОЦ столкнулись с пожеланиями родителей учить своих детей и по другим направлениям.
Помимо достаточно высокой стоимости обучения в Москве, дополнительные расходы (питание, проживание в общежитии, карманные расходы и т.п.) делали обучение монгольских студентов в Москве довольно дорогостоящим делом.
С этим фактором перекликается и следующий: в результате чисто политических решений, количество квот на бесплатное обучение граждан Монголии в России, предоставляемых Правительством России составляло 200. Плюс еще квоты, которые выдаются отдельными регионами и ведомствами. Если все просуммировать, то бесплатно обучаться в России ежегодно могли около 300 человек. Эта цифра превышает количество предоставляемых всеми другими странами вместе квот в несколько раз. Этот шаг не привел к тем положительным результатам, на которые рассчитывали при его введении. Позиции русского языка не крепли. Вторым официальным языком в Монголии стал английский. Кроме того, из-за большого количества возможностей бесплатного обучения в России, сама значимость российской квоты практически обесценилась. Получив российскую квоту, ребята пробовали получить квоты других стран. И часто отказывались от российской. В условиях такого обесценивания российского образования, возникали значительные трудности в продвижении проектов коммерческого образования.
Во времена функционирования Образовательного Центра в Монголии несколько раз вставал вопрос об открытии Филиала МЭИ в Монголии. В те годы существовал Филиал РГУ им. Плеханова, и, глядя на него, становилось понятно, что модель Филиала не являлась возможной, и сопровождалась очень большим количеством сложностей, как с российской, так и с монгольской стороны. А модель ОЦ, опирающаяся только на Академию наук в Монголии, не имела достаточного финансирования со стороны энергетического комплекса.
Этот опыт функционирования ОЦ в Монголии показал, что в дальнейшем, при реализации схожих по сущности проектов надо четко описывать финансовые условия существования Филиалов. И в последующем, модель образовательного центра, который существует на территории зарубежной страны и финансируется заинтересованной страной, показала себя наиболее оптимальной для решения задачи профессиональной подготовки кадров: с одной стороны, принимающая сторона становится максимально замотивирована на целевую подготовку своих специалистов, с другой – университет может в полной мере реализовывать образовательные программы, не обременяя себя организационными вопросами.