- Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса. Доступная среда
- Индивидуальная работа с обучающимися
Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий
Сведения о наличии оборудованных библиотек
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес места нахождения объекта | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Площадь объекта(кв.м.) | Количество мест | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Библиотечный корпус | Библиотека | 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 13, стр. 3 | 10445.1 | 270 |
да |
Сведения о наличии оборудованных объектов спорта
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес места нахождения объекта | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Площадь объекта(кв.м.) | Количество мест | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Учебно-физкультурный корпус | Объект спорта | 111250, г Москва, 2-й Краснокурсантский проезд,д.12, стр.1 | 2585.7 | 100 |
нет |
|||
2 | Спортивный манеж | Объект спорта | 111250, г. Москва, 2-й Краснокурсантский проезд,д.12, стр.7 | 2792.5 | 120 |
да |
|||
3 | Спортивные залы и помещения кафедры физкультуры и спорта в учебном корпусе | Объект спорта | 111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 13, стр. 6 | 930 | 100 |
нет |
|||
4 | Учебно- физкультурный корпус | Объект спорта | 111116, г. Москва,Энергетический проезд, д.3 ,стр.2 | 2300.4 | 160 |
нет |
|||
5 | Бассейн | Объект спорта | 111116, г. Москва,Энергетический проезд, д.3 ,стр.3 | 2061.3 | 140 |
нет |
|||
6 | Футбольное поле | Объект спорта | г Москва, 2-й Краснокурсантский проезд, влад.12 | 7816 | 400 |
да |
|||
7 | Площадка теннисная | Объект спорта | г Москва, 2-й Краснокурсантский проезд, влад.12 | 9240 | 16 |
да |
|||
8 | Легкоатлетическое ядро | Объект спорта | г Москва, 2-й Краснокурсантский проезд, влад.12 | 0 | 50 |
да |
|||
9 | Площадки волейбольные | Объект спорта | г Москва, 2-й Краснокурсантский проезд, влад.12 | 1914 | 24 |
да |
|||
10 | Поля для минифутбола | Объект спорта | г Москва, 2-й Краснокурсантский проезд, влад.12 | 1600 | 20 |
да |
|||
11 | Баскетбольная площадка | Объект спорта | Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, 15 км Судакского шоссе, д.5, Студенческий оздоровительно-спортивный лагерь МЭИ «Алушта» | 448 | 150 |
да |
|||
12 | Волейбольная площадка | Объект спорта | Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, 15 км Судакского шоссе, д.5, Студенческий оздоровительно-спортивный лагерь МЭИ «Алушта» | 312 | 100 |
да |
|||
13 | Площадка для настольного тенниса | Объект спорта | Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, 15 км Судакского шоссе, д.5, Студенческий оздоровительно-спортивный лагерь МЭИ «Алушта» | 240 | 80 |
да |
|||
14 | Теннисный корт (спортивное ядро) литера 72 | Объект спорта | Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, 15 км Судакского шоссе, д.5, Студенческий оздоровительно-спортивный лагерь МЭИ «Алушта» | 666 | 50 |
да |
Сведения о наличии оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Средства обучения и воспитания представлены в подразделах раздела «Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса».
- гражданское воспитание - развитие общегражданских ценностных ориентаций и правовой культуры через включение в общественно-гражданскую деятельность, профилактику асоциальных явлений и участия обучающихся в разного рода противоправных действиях, а также формирование уважительного отношения к обществу, к власти и законам;
- патриотическое воспитание - развитие чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему и будущему с целью мотивации обучающихся к реализации и защите интересов Родины, повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи;
- духовно-нравственное воспитание - развитие ценностно-смысловой сферы и духовной культуры, нравственных чувств и крепкого нравственного стержня, формирование и развитие духовно-нравственных ценностей, а также репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей;
- развитие студенческого самоуправления - консолидация обучающихся университета для реализации общественно значимых студенческих инициатив, организация работы студенческих средств массовой информации (информационные стенды, социальные сети, странички на официальном сайте), развитие сотрудничества с молодежными организациями на областном, межрегиональном, всероссийском и международном уровнях, развитие добровольческого движения;
- физическое воспитание - формирование культуры ведения здорового и безопасного образа жизни, развитие способности к сохранению и укреплению здоровья пропаганда здорового образа жизни, профилактика курения, употребления алкоголя, наркозависимости и других вредных привычек, формирование и развитие у обучающихся культуры и осознанной потребности физического самосовершенствования для укрепления здоровья;
- экологическое воспитание - развитие экологического сознания и устойчивого экологического поведения, формирование бережного отношения к окружающей природной среде, навыков рационального использования природных ресурсов; экологические проблемы современности и ответственности в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования; практическое участие студентов в природно-восстановительных мероприятиях;
- профессионально-трудовое воспитание - предполагает развитие психологической готовности к профессиональной деятельности по избранной профессии, повышение мотивации самосовершенствования обучающихся; формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение; формирование качеств социально-активной личности, навыков самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел;
- культурно-просветительское воспитание - знакомство с материальными и нематериальными объектами человеческой культуры, формирование эстетических потребностей, вкусов, чувств, культуры; реализация собственного творческого потенциала; умение видеть и понимать красоту жизни, труда, эстетику своей будущей профессии, красоту во взаимоотношениях между людьми и в культуре поведения; привитие обучающимся потребности в освоении имеющихся и в создании новых культурно-эстетических ценностей; развитие дизайнерского мастерства и стремление внести красоту в свою жизнь и жизнь других людей;
- научно-образовательное воспитание формирование научного мировоззрения, позволяющего повысить уровень мировоззренческой и методологической культуры, интеллектуально-творческих способностей личности; формирование исследовательского и критического мышления, мотивации к научно-исследовательской деятельности, развитие навыков поиска необходимых сведений в современном информационном потоке, способность самостоятельного пополнения общих и специальных знаний.
Социализация лиц с ОВЗ
Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении в профессиональной образовательной организации. Его цель – социализация студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их интеграции в социум.
В ходе социализации студентов с инвалидностью возможно использование следующих методов адаптации:
- патронаж;
- тьюторинг;
- наставничество в форме волонтерства;
- организационно-информационные методы;
- методы групповой социально-психологической терапии.
Патронаж заключается в оказании студентам с инвалидностью адресной социальной помощи. Социальный патронаж предполагает постоянное социальное сопровождение студентов с инвалидностью, находящихся в трудной или кризисной ситуации. Содержанием патронажа является взаимодействие с семьей студента с инвалидностью, направленное на познание ресурсов ее членов, создание оптимальных условий, позволяющих членам семьи поддержать обучающегося в преодолении трудностей обучения в МЭИ. Основные функции патронажа:
- социальный контроль;
- социально-психологическое воздействие;
- социальная помощь.
Программа психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в профессиональной образовательной организации есть целостный процесс, направленный на изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности. Оно представляет собой систематизированную деятельность по обогащению знаний (общеразвивающих и профессиональных), познавательной и эмоционально-волевой сферы, развитию мотивации, профессиональной ориентации и профессиональному становлению личности инвалида.
Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психологомедико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК и/или МСЭ).
Программа психолого-педагогического сопровождения содержит:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медикопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
- корректировку коррекционных мероприятий.
Ключевую роль в решении проблем поддержки обучающихся с инвалидностью ОВЗ играет психолого-медико-педагогический консилиум (психолого-педагогический совет). Так, при возникновении трудностей в освоении обучающимся с инвалидностью и ОВЗ того или иного раздела образовательной программы, решением совета оперативно дополняется структура и содержание программы сопровождения. Индивидуальная программа поддержки и сопровождения обучающегося с ОВЗ и инвалидностью предполагает систематическую специальную психолого-педагогическую помощь в формировании полноценной адаптации к вузу, интеграции в общество и дальнейшего трудоустройства и консультирование сотрудников вуза и ППС по вопросам взаимодействия и коммуникации с обучающимся, особенностей его обучения.
Организационно-педагогическое сопровождение
Под организационно-педагогическим сопровождением мы понимаем систему наставничества и контроля со стороны специального структурного подразделения, ответственного за инклюзивное образование, и других структурных подразделений, с целью своевременного и качественного прохождения учебы студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения.
Одной из эффективных форм организационно-педагогического сопровождения инклюзивного обучения студентов-инвалидов в профессиональной образовательной организации является тьюторинг.
Кадровые ресурсы в МЭИ для обучения лиц с ОВЗ
Важнейшим условием инклюзивного образования студентов с ОВЗ и инвалидностью является обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами, которые:
- принимают новую систему ценностей;
- творчески реализуют новые технологии обучения;
- способны решить проблему включения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательное, воспитательное и социокультурное пространство вуза;
- знают специфику адаптации образовательных программ и программ преподавания учебных дисциплин;
- владеют методиками и технологиями обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- эффективно взаимодействуют как в самом учреждении, так и с окружающим социумом;
- знают особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- знают методы, технологии и формы организации работы сданным контингентом обучающихся;
- умеют адаптировать содержание учебных курсов и формы текущей и итоговой аттестации по предметам с учетом нозологии нарушения у обучающегося с ОВЗ и инвалидностью;
- предоставляют информацию по дисциплинам с учетом восприятия, воспроизведения и переработки информации студентами с ОВЗ и инвалидностью;
- размещают в доступной для обучающихся форме материалы по учебным дисциплинам, четко алгоритмизируя процесс освоения курса, выдачи заданий по нему и осуществляя постоянный контроль успеваемости;
- владеют технологиями электронного и дистанционного образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- владеют методами формирования в академической группе толерантной социокультурной среды и инклюзивной образовательной культуры.
Наличие педагогических работников, получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в МЭИ
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» на системной работе поставлен процесс по повышению квалификации сотрудников. Ежегодно повышение квалификации проходят лица из числа профессорско-педагогического состава МЭИ по следующим программам:
Ежегодно повышение квалификации проходят более 50 человек.
Повышение квалификации позволяет подготовить сотрудников МЭИ к работе с лицами с ОВЗ, а также дает представление о техническом и кадровом обеспечении при работе с инвалидами.
Предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков в МЭИ
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» для оказания необходимой технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья работают ассистенты из числа сотрудников службы безопасности и охраны труда.
В МЭИ в штате предусмотрены вакантных должностей сурдопереводчика (0,01 ставки) и тифлосурдопереводчика (0,01 ставки) для обеспечения образовательной организацией возможности предоставления услуг ассистента, оказывающего потенциальным обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчика (по переводу русского жестового языка инвалидам с нарушениями функции слуха) и тифлосурдопереводчика (по переводу русского жестового языка инвалидам с нарушениями функций одновременно слуха и зрения).
Задачей сотрудников является консультирование лиц с ОВЗ о возможности перемещения по корпусам, консультирование сотрудников МЭИ о возможности приглашения ассистента, специализирующегося на работе с лицами определенной нозологии, а также обеспечения техническими средствами для общения и организации обучения, находящихся в специально оборудованных помещениях.
Информация о приспособленных средствах обучения и воспитания
Управление молодежной политики и воспитательной работы
Социализация лиц с ОВЗ
Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении в профессиональной образовательной организации. Его цель – социализация студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их интеграции в социум.
В ходе социализации студентов с инвалидностью возможно использование следующих методов адаптации:
- патронаж;
- тьюторинг;
- наставничество в форме волонтерства;
- организационно-информационные методы;
- методы групповой социально-психологической терапии.
Патронаж заключается в оказании студентам с инвалидностью адресной социальной помощи. Социальный патронаж предполагает постоянное социальное сопровождение студентов с инвалидностью, находящихся в трудной или кризисной ситуации. Содержанием патронажа является взаимодействие с семьей студента с инвалидностью, направленное на познание ресурсов ее членов, создание оптимальных условий, позволяющих членам семьи поддержать обучающегося в преодолении трудностей обучения в МЭИ. Основные функции патронажа:
- социальный контроль;
- социально-психологическое воздействие;
- социальная помощь.
Программа психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в профессиональной образовательной организации есть целостный процесс, направленный на изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности. Оно представляет собой систематизированную деятельность по обогащению знаний (общеразвивающих и профессиональных), познавательной и эмоционально-волевой сферы, развитию мотивации, профессиональной ориентации и профессиональному становлению личности инвалида.
Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психологомедико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК и/или МСЭ).
Программа психолого-педагогического сопровождения содержит:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медикопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
- корректировку коррекционных мероприятий.
Ключевую роль в решении проблем поддержки обучающихся с инвалидностью ОВЗ играет психолого-медико-педагогический консилиум (психолого-педагогический совет). Так, при возникновении трудностей в освоении обучающимся с инвалидностью и ОВЗ того или иного раздела образовательной программы, решением совета оперативно дополняется структура и содержание программы сопровождения. Индивидуальная программа поддержки и сопровождения обучающегося с ОВЗ и инвалидностью предполагает систематическую специальную психолого-педагогическую помощь в формировании полноценной адаптации к вузу, интеграции в общество и дальнейшего трудоустройства и консультирование сотрудников вуза и ППС по вопросам взаимодействия и коммуникации с обучающимся, особенностей его обучения.
Организационно-педагогическое сопровождение
Под организационно-педагогическим сопровождением мы понимаем систему наставничества и контроля со стороны специального структурного подразделения, ответственного за инклюзивное образование, и других структурных подразделений, с целью своевременного и качественного прохождения учебы студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения.
Одной из эффективных форм организационно-педагогического сопровождения инклюзивного обучения студентов-инвалидов в профессиональной образовательной организации является тьюторинг.
Кадровые ресурсы в МЭИ для обучения лиц с ОВЗ
Важнейшим условием инклюзивного образования студентов с ОВЗ и инвалидностью является обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами, которые:
- принимают новую систему ценностей;
- творчески реализуют новые технологии обучения;
- способны решить проблему включения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательное, воспитательное и социокультурное пространство вуза;
- знают специфику адаптации образовательных программ и программ преподавания учебных дисциплин;
- владеют методиками и технологиями обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- эффективно взаимодействуют как в самом учреждении, так и с окружающим социумом;
- знают особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- знают методы, технологии и формы организации работы сданным контингентом обучающихся;
- умеют адаптировать содержание учебных курсов и формы текущей и итоговой аттестации по предметам с учетом нозологии нарушения у обучающегося с ОВЗ и инвалидностью;
- предоставляют информацию по дисциплинам с учетом восприятия, воспроизведения и переработки информации студентами с ОВЗ и инвалидностью;
- размещают в доступной для обучающихся форме материалы по учебным дисциплинам, четко алгоритмизируя процесс освоения курса, выдачи заданий по нему и осуществляя постоянный контроль успеваемости;
- владеют технологиями электронного и дистанционного образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- владеют методами формирования в академической группе толерантной социокультурной среды и инклюзивной образовательной культуры.
Наличие педагогических работников, получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в МЭИ
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» на системной работе поставлен процесс по повышению квалификации сотрудников. Ежегодно повышение квалификации проходят лица из числа профессорско-педагогического состава МЭИ по следующим программам:
- Программа повышения квалификации «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования»
- Программа повышение квалификации «Основы оказания технической помощь сурдоперевода и тифлосурдоперевода для студентов с ограниченными возможностями здоровья»
Ежегодно повышение квалификации проходят более 50 человек.
Повышение квалификации позволяет подготовить сотрудников МЭИ к работе с лицами с ОВЗ, а также дает представление о техническом и кадровом обеспечении при работе с инвалидами.
Предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков в МЭИ
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» для оказания необходимой технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья работают ассистенты из числа сотрудников службы безопасности и охраны труда.
В МЭИ в штате предусмотрены вакантных должностей сурдопереводчика (0,01 ставки) и тифлосурдопереводчика (0,01 ставки) для обеспечения образовательной организацией возможности предоставления услуг ассистента, оказывающего потенциальным обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчика (по переводу русского жестового языка инвалидам с нарушениями функции слуха) и тифлосурдопереводчика (по переводу русского жестового языка инвалидам с нарушениями функций одновременно слуха и зрения).
Задачей сотрудников является консультирование лиц с ОВЗ о возможности перемещения по корпусам, консультирование сотрудников МЭИ о возможности приглашения ассистента, специализирующегося на работе с лицами определенной нозологии, а также обеспечения техническими средствами для общения и организации обучения, находящихся в специально оборудованных помещениях.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Cсылки на перечень электронных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся
ЭБС:
- ЭБС "Консультант студента" - https://www.studentlibrary.ru/
- ЭБС "Университетская библиотека онлайн" - https://biblioclub.ru/
- ЭБС Издательства "ЛАНЬ" - https://e.lanbook.com/
- каталог:
- Электронный каталог - http://opac.mpei.ru/
Ссылки на внешние ЭОР:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Образовательный портал Stepik
Справочно-правовая система «Консультант+»
Справочно-правовая система «Гарант»
База данных Web of Science
База данных Scopus
База данных научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
База данных профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты РФ
Базы данных Министерства экономического развития РФ
База открытых данных Росфинмониторинга
Электронная база данных «Издательство Лань»
Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека»
Национальный портал онлайн обучения «Открытое образование»
Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Электронная библиотека МЭИ
Собственные ЭОР и ИР:
Прометей
Научный центр "Износостойкость"
ЦПП специалистов "Экология энергетики"
Спортивно-технический центр МЭИ
ЦПП "Электроэнергетика"
Академия Cisco
Информация о доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
- Доступ к версии для слабовидящих ( для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по зрению) осуществляется по кнопке из шапки сайта
Электронная информационно-образовательная среда
Информация о наличии доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Информация о наличии локального нормативного акта об электронной информационной образовательной среде
Информация о наличии доступа к электронной библиотечной системе
Информация о наличии доступа к электронным образовательным ресурсам и (или) профессиональным базам данных (подборкам информационных ресурсов по тематикам) в соответствии с содержанием реализуемых образовательных программ
Информация о возможности взаимодействия педагогических работников с обучающимися (личные кабинеты обучающихся и преподавателей) в электронной информационно-образовательной среде
Информация о наличии доступа к электронному расписанию
Информация о возможности формирования электронного портфолио обучающихся, в том числе сохранение их работ и оценок за эти работы
Информация о наличии доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик по каждой образовательной программе
Информация о наличии доступа к электронной системе учета обучающихся, учета и хранения их образовательных ресурсов (электронный журнал, электронный дневник)
Информационная обеспеченность
Сведения об информационной обеспеченности представлены в подразделах раздела «Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса».
Общее количество компьютеров и электронных образовательных и информационных ресурсов
Общее количество компьютеров с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», к которым имеют доступ обучающиеся | 0 |
Общее количество ЭБС, к которым имеют доступ обучающиеся (собственных или на договорной основе) | 0 |
Наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов (количество) | 0 |
Наличие сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов (количество) | 0 |
Наличие базы данных электронного каталога (количество) | 0 |
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе:
Информация о собственных электронных образовательных и информационных ресурсах
Информация о сторонних электронных образовательных и информационных ресурсах
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральный портал «Российское образование»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Образовательный портал Stepik
Справочно-правовая система «Консультант+»
Справочно-правовая система «Гарант»
База данных Web of Science
База данных Scopus
База данных научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
База данных профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты РФ
Базы данных Министерства экономического развития РФ
База открытых данных Росфинмониторинга
Электронная база данных «Издательство Лань»
Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека»
Национальный портал онлайн обучения «Открытое образование»
Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Электронная библиотека МЭИ
Перечень электронных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество
всего приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
7 34 |
Нет Нет |
Количество мест:
всего приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
4529 34 |
Нет Нет |
Количество жилых помещений:
всего приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Нет 34 |
Нет Нет |
Информация о формировании платы за проживание в общежитии
Информация о специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие приспособленной входной группы здания для лиц с ОВЗ (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальных пониженных стоек-барьеров и другие устройства, приспособления)
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» обеспечен доступ в здание организации, осуществляющей образовательную деятельность с применением следующих специальных условий:
- смонтированы пандусы с поручнем на входе в здание института;
- смонтированы локальные пониженные стойки-барьеры, сглажены либо демонтированы пороги дверей для обеспечения возможности беспрепятственного доступа на 1-й этаж зданий МЭИ;
- оборудованы навигационные тактильные стенды у входов в здания, а также сделана табличка с названием ВУЗа, режимом его работы и другой информацией на контрастном желтом фоне черным выпуклым шрифтом с тактильным повторением.
Наличие возможностей перемещения лиц с ОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и другое; при отсутствии лифтов аудитории для проведения учебных занятий должны располагаться на первом этаже)
В зданиях ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» предусмотрены специальные аудитории для проведения учебных занятий, которые располагаются на 1-ых этажах в учебных корпусах, а именно:
- оборудована специальная учебная аудитория с расширенными;
- смонтирована кнопка вызова помощника со звонком для помощи в перемещении обучающегося с ограниченными возможностями в холл учебного корпуса.
Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с ОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и другое)
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» оборудован специальный туалетный блок с расширенными дверными проемами и специальными горизонтальными и вертикальными поручнями.
До специального туалетного блока и учебных аудиторий по коридору 1 этажа смонтирован специальный поручень. Туалетный блок оснащен специализированным сантехническим оборудованием.
Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и другое
В зданиях ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» установлена противопожарная звуковая система оповещения и сигнализации с обычными световыми устройствами и информационным табло в составе систем оповещения.
Заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, выданное Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 160-22-7-17 от 04.05.2016.
Специальные условия проживания в общежитиях МЭИ
Комплекс студенческих общежитий ФГБОУ ВО "НИУ "МЭИ" включает в себя восемь корпусов общежитий и корпус Санатория-профилактория. В шаговой доступности от студенческих общежитий находятся дом культуры МЭИ, столовые, бассейн, стадион "Энергия", учебные корпуса, научно-техническая библиотека.
Жилые помещения в общежитии, приспособлены для использования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ, предоставляются по запросу этой категории студентов.
В общежитии обеспечивается доступности помещений для проживания и общего пользования, а также безопасного в них нахождения:
- обеспечивается доступность прилегающей к МЭИ территории;
- обеспечивается доступность входных путей, путей перемещения внутри здания;
- обеспечиваются входы и лестницы корпусов пандусами;
- обеспечивается размещение средств информационно-навигационной поддержки.
В общежитии предусмотрены санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий. Обеспечивается система сигнализации и оповещения студентов. Оборудованы специальные места для самостоятельной работы и выполнения домашних заданий.
Единый диспетчерский центр (оформление заявок)
Студенческий городок «Лефортово»
Сведения жилых помещениях в общежитии, приспособленных для использования лиц с нарушениями ОДС
Жилые ячейки общежитий МЭИ, предназначенные для проживания людей с ограниченными возможностями, спроектированы в нескольких вариантах, в том числе для проживания лиц с нарушениями опорно-двигательной системы предусмотрены помещения на 1 этаже по адресу: Энергетическая ул., д.6 в составе 5-7 жилых комнаты на 1-2 чел., с дооборудованной передней и санитарным узлом (номер).
Планировка приемно-вестибюльной группы обеспечивать разворот (360°) кресла-коляски, а также возможность подъезда к почтовым ящикам (почтовому столу), доске объявлений.
Специализированные жилые зоны общежитий обеспечены дистанционными выключателями, регуляторами, запорными и замковыми устройствами. Двери помещений, используемых людьми, передвигающимися на кресле-коляске, имеют ручки длиной 0,8 м, расположенные на высоте 0,9 м. Устройства для открывания и закрывания дверей и окон, а также выключатели электроосвещения находятся в диапазоне высот 1,3- 1,6 м. Перепады высот в порогах на путях движения человека на креслах-колясках составляю не более 0,025м для каждой горизонтальной площадки.
Для человека, передвигающегося на кресле-коляске, спальное помещение становится многофункциональным, так как наряду с жилыми данное помещение может иметь и рабочие функции. Удобство спальной комнаты для человека с ограниченными возможностями во многом определяется размещением кроватей, к которым обеспечен подъезд кресла-коляски. Вблизи кровати предусмотрено место для хранения кресла-коляски на ночь. Минимальная ширина зоны маневрирования кресла-коляски в спальной зоне составляет не менее 1,3 м, при этом планировка спальной в целом обеспечивает его круговой разворот диаметром 1,5-1,6 м.
Мебель и оборудование, установленные в жилых комнатах, допускают возможность пользования ими без посторонней помощи. Заполнение мебелью помещений, которые используют люди с ограниченными возможностями, занимает не более 40 % площади пола.
Кухни оборудованы в комнатах и предполагают возможность хранения продуктов питания и разогрева. Приготовление организовано централизовано в столовой МЭИ с доставкой продуктов в комнаты по заказу проживающих.
Различия в возможности пользования санитарными узлами позволяют выделить следующие группы ОВЗ:
- а) требующие помощи как при передвижении, так и в раздевании, и в гигиеническом цикле;
- б) требующие некоторой помощи в гигиеническом цикле;
- в) практически не нуждающиеся в посторонней помощи;
- г) люди, пользующиеся костылями, тростью, т.е. движение которых затруднено.
Группе «а» требуется помощь совместно проживающих или персонала, подъемник, зона пересадки; группе «б» — требуется дополнительная площадь для самостоятельного маневра на креслеколяске, место пересадки, поручни и штанги; примерно то же требуется и к людям с ограниченными возможностями группы «в», но меньшей площади. Передвигающимся на костылях или с помощью трости требуется наличие элементов поддержки (поручни, штанги), при этом площадь санитарного узла должна быть несколько более обычных стандартов (в пределах 20 %).
Санитарные узлы, оборудованные для проживающих выполненных с учетом всех групп потребностей. Санитарные узлы имеют встроенные поручни, широкие проемы, мойки, устроенные в соответствии с требованиями к помещениям для инвалидов и лиц с нарушениями ОДС.
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Технические средств обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно- воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются мультимедийные средства: мультимедийный проектор, телевизор, документ-камера, компьютеры и ноутбуки, электронный микроскоп, принтеры, сканеры.
Дидактические особенности ТСО:
- обеспечение высокой эффективности учебно-воспитательного процесса,
- высокая информационная насыщенность ТСО,
- рациональное использование времени, повышение продуктивности учебного труда,
- возможность преодолевать временные и пространственные соотношения.
Во время проведения занятий, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.
Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования в МЭИ
Специализированные многофункциональные учебные аудитории для проведения учебных занятий лекционного и семинарского типов, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации расположены в учебных корпусах МЭИ
В МЭИ мультимедийные средства, компьютерная техника, проекторы и электронные доски установлены во всех лекционных аудиториях по учебным корпусам.
В МЭИ размещение технических средств для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ предусмотрено в специализированных помещениях на 1х этажах учебных корпусов. Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
- мультимедийные средства и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для учащихся с нарушениями слуха;
- электронная доска с технологией лазерного сканирования;
- документ-камера;
- технологии беспроводной передачи звука (FM-приемник с индукционной петлей);
- звукоусиливающая аппаратура (наушники);
- аудиотехника (акустический усилитель и колонки);
- видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор);
- брайлевская компьютерная техника;
- сурдотехнические средства;
- электронные лупы, видеоувеличители;
- программы невизуального доступа к информации;
- программы-синтезаторы речи;
- и другие технические средства приема-передачи учебной информации.
Специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер)
Рабочие места для инвалидов и лиц с ОВЗ как комплекты различаются составом и могут быть ориентированы на учащихся с различными нозологиями: слабовидящих, слабослышащих и места для учащихся с нарушениями ОДА.
Рабочее место для инвалида по зрению обеспечивает возможность работы пользователя со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи персонального компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения. Рабочее место состоит из настольного компьютера, оснащенного монитором, клавиатурой, мышью и программным обеспечением экранного доступа и экранным видеоувеличителем. Данный комплекс является отличным помощником для человека с проблемами функции зрения, который станет проводником в мир Интернета и информации.
Рабочие места для обучающихся с нарушениями ОДС представляют собой набор компьютерного оборудования, сканирующих и печатающих устройств, установленных в учебных помещениях и доступных на расстоянии вытянутой руки. В МЭИ имеются специализированные мультимедийные аудитории, оснащенные индукционными петлями и рабочими местами с функцией регулировки высоты стола.
Рабочее место для слабослышащих включает высокопроизводительный стационарный компьютер с широкоформатным монитором, мышкой, клавиатурой, усиленной беспроводной гарнитурой для слабослышащих и индукционной системой. Усиленная беспроводная гарнитура создана для улучшения восприятия звука и прослушивания аудио слабослышащими людьми, без ущерба для восприятия окружающих. Индукционная система располагается на учебном столе. Микрофон, встроенный в систему, улавливает окружающие звуки в радиусе 2 м, в том числе звук из динамиков, встроенных в монитор компьютера, и передает его на слуховой аппарат обучающегося. Выносной микрофон располагается на столе преподавателя либо в другом удобном месте и передает через индукционную систему звук голоса преподавателя на слуховой аппарат учащегося. Комплект помогает инвалидам по слуху осваивать информацию, учиться и работать.
Наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов
Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата специальные программные средства не предусматриваются. Для работы подходят стандартные наборы программного обеспечения, в том числе офисные пакеты, пакеты профессионального обучения. В МЭИ используется более 50 коммерческих и свободно распространяемых прикладных информационных систем, используемых в процессе обучения.
Для слабовидящих студентов установлена специальная программа для незрячих NVDA (Non Visual Desktop Access). Это свободная распространяемая программа с открытым исходным кодом, которая позволяет незрячим или слабовидящим обучающимся работать на персональном компьютере без применения зрения, выводя всю необходимую информацию с помощью речи.
Для слабослышаших студентов в компьютерных классах установлено портативное вспомогательное прослушивающее устройство, которое усиливает звук телефона, телевизора или радио, а также может использоваться как альтернатива слуховому аппарату. Чтобы использовать его для усиления звука с любым устройством, достаточно убедиться, что устройство заряжено и использовать Т-режим. Он позволяет использовать аппарат для использования в качестве усилителя звука с любым устройством, имеющим индукционную петлю.
Наличие адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ производственного оборудования
С целью обеспечения образовательными ресурсами лиц с ограниченными возможностями здоровья в период выполнения лабораторных работ используются оборудованные компьютерные рабочее места, оснащенное специальным техническим и программным обеспечением.
В МЭИ оборудованы 2 компьютерных класса для инвалидов и лиц с ОВЗ. Общее количество компьютеров – 23 шт.
Доступ к специализированному производственному оборудованию, используемом в учебном процессе, для инвалидов и лиц с ОВЗ ограничен. Для обучения используются привлеченные ассистенты и тьюторы. Используется групповой метод организации занятий в смешанных группах где присутствуют здоровые люди, доступ которых к производственному оборудованию разрешен.
Размещение в доступных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий
В МЭИ предусмотрено использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (в соответствии с п.3 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Для слабовидящих обучающихся в МЭИ имеется возможность размещения в доступных местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий.
Предусмотрено использование специальной программы на для тактильной графики и ПО транслятор текста в Брайль. Оборудование установленно в специализированных помещениях в учебных корпусах.
Дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров)
В МЭИ все учебные корпуса снабжены информационными табло с встроенным онлайн-расписанием. Табло оборудованы интерактивной системой работы с информацией и позволяют быстро и удобно получить данные о времени и месте проведения занятий.
На главном здании МЭИ установлено информационное табло с встроенной «бегущей строкой», которое помогает информировать обучающихся, а также ориентирует по дате и времени.
Для слабослышащих обучающихся в МЭИ имеется электронное табло (монитор) для вывода текстовой, звуковой цифровой информации, электронные устройства «Бегущая строка» для вывода текстовой, цифровой информации. Для слабослышащих обучающихся предусмотрено дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров).
Наличие иного адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудования
В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и иных помещениях) предусмотрена возможность обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. В МЭИ оборудованы места для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья - опорно- двигательного аппарата, слуха и зрения.
В МЭИ для инвалидов и лиц с ОВЗ имеется мобильные кресло-коляска, видеоувеличитель, индукционная петля.
В МЭИ имеется в наличии реабилитационный психофизиологический комплекс для тренинга с биологической обратной связью.
Комплекс компьютерных технических средств для инвалида по зрению
- компьютер-моноблок со специализированным программным обеспечением (высокопроизводительный компьютер с большим монитором, ярким дисплеем и предустановленной ОС, а также предустановленными специальными лицензированными программами, которые увеличивают контрастность, шрифт, обеспечивают речевое сопровождение и предназначены для помощи слабовидящему или слепому обучающемуся освоить учебный материал, а также специальной программой на для печати тактильной графики и ПО транслятор текста в Брайль);
- портативный видеоувеличитель с LCD экраном 3.5 HD (представляет собой простое в использовании устройство со встроенным дисплеем диагональю 3.5 дюйма и является техническим средством реабилитации для слабовидящих обучающихся и инвалидов с нарушениями функции зрения; видеоувеличитель имеет возможность подключения к монитору, телевизору или внешнему дисплею и может отображать читаемый текст на экране);
- беспроводной портативный дисплей Брайля (устройство, позволяющее печатать по Брайлю, имеет 40 обновляемых ячеек, клавиша маршрутизации курсора есть над каждой ячейкой Брайля, кнопки NAV Rockers и кнопки переключения режимов расположены с обеих сторон дисплея для быстрого перемещения по файлам, спискам, меню);
- принтер для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля (предназначен для печати небольших тиражей документов шрифтом Брайля и тактильной графики. специальной программой на компьютер для печати тактильной графики и ПО транслятор текста в Брайль);
- адаптированная клавиатура с цветными крупными кнопками и пластиковой накладкой, разделяющей клавиши (специализированная клавиатура с крупными цветными кнопками и специальной накладкой, разделяющей клавиши для удобства набора текстов) и мышь;
- сканирующее устройство МФУ Kyocera Ecosys M2040DN
Комплекс компьютерных технических средств для слабослышащего обучающегося
- портативная индукционная система (компактное переносное устройство, позволяющее слабослышащим обучающимся, использующим слуховые аппараты, хорошо слышать своего собеседника на расстоянии до 2-х метров);
- усиленная гарнитура для слабослышащих (гарнитура используется для улучшения восприятия и прослушивания аудио слабослышащими обучающимися; конструкция гарнитуры позволяет слабослышащему обучающемуся, использующему ее прослушивать аудио, при этом звук гарнитуры не слышен окружающим и не тревожит их);
- программное обеспечение ElNotes (программное обеспечение для создания, хранения и управления текстовыми и голосовыми заметками ElNotes позволяет быстро создавать текстовые и голосовые заметки, используя специальные комбинации управляющих клавиш, и затем при необходимости экспортировать их в файлы с расширением .txt или .mp3, соответственно);
- сканирующее устройство МФУ Kyocera Ecosys M2040DN
Комплекс компьютерных технических средств обучающегося с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- высокопроизводительный компьютер-моноблок с большим монитором (в базовую комплектацию комплекта входит операционная система на базе операционной системы, а также специализированное программное обеспечение для создания и прослушивания голосовых и текстовых заметок, а также программное обеспечение для озвучивания всей текстовой информации на экране, а также изменения размеров шрифта);
- специализированная клавиатура с крупными цветными кнопками и специальной накладкой, разделяющей клавиши для удобства набора текстов обучающимся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и мышь;
- проводной джойстик (устройство, альтернативное мыши, позволяющее управлять курсором без помощи мыши, а путем перемещения джойстика);
- выносные компьютерные кнопки (подключаются к джойстику и дублируют функции правой и левой кнопки классической мыши);
- гироскопическая мышь (устройство, позволяющее управлять компьютером движением головы);
- сканирующее устройство МФУ Kyocera Ecosys M2040DN
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Нормативно-правовая регламентация обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в МЭИ
Провозглашение и законодательное закрепление прав людей с ограничениями по здоровью и инвалидностью на образование является действующей нормой жизни и полностью обеспечивается в образовательных организациях полным комплексом специальных условий.
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» разработаны документы, регламентирующие работу с инвалидами и лицами с ОВЗ по следующим направлениям деятельности:
- Организация получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ;
Положение об организации обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, утверждено на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» от 25.09.2015 № 02/15 - Порядок поступления инвалидов и лиц с ОВЗ;
Правила приема в ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» на обучение по программам бакалавриата и специалитета по очной, очно-заочной, заочной формам в 2023 году, утверждены на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» от 28.10.2022 № 10/22
Правила приема в ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» на обучение по программам магистратуры по очной, очно-заочной, заочной формам в 2023 году, утверждены на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» от 28.10.2022 № 10/22 - Порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников-инвалидов.
Положение о государственной итоговой (итоговой государственной) аттестации, утверждено на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» от 21.06.2019 № 06/19
Специализированные аудитории МЭИ
МЭИ располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется в процессе обучения контингента обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ: мультимедийные аудитории для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования/выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, компьютерные классы, различные лаборатории, спортивный комплекс, конгресс-центр.
Специализированные аудитории, оборудованные для лиц с ограниченными возможностями (нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, нарушения слуха), расположены по адресу:
- ул. Красноказарменная, д.14, ауд. И-105, И-106. Вместимость: 25 чел., пропускная способность 100 чел. /день Форма оказания услуг: на объекте. Категории обслуживаемого населения по возрасту: студенты. Категории обслуживаемых инвалидов: инвалиды с нарушениями ОДА, нарушениями зрения, нарушениями слуха;
- ул. Красноказарменная, д.17, ауд. В-101. Вместимость: 25 чел., пропускная способность 50 чел. /день Форма оказания услуг: на объекте. Категории обслуживаемого населения по возрасту: студенты. Категории обслуживаемых инвалидов: инвалиды с нарушениями ОДА, нарушениями зрения, нарушениями слуха.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В лекционных аудиториях, кабинетах для практических и лабораторных занятий, в актовом зале, библиотеке, медиатеке и других кабинетах выделены специально обустроенные учебные места для инвалидов. Кроме этого, особое внимание уделяется обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.
В МЭИ имеются FM-приемник с индукционной петлей; звукоусиливающая аппаратура (колонки, наушники) и прочие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.
Специализированные мультимедийные аудитории, оснащенные индукционными петлями и рабочими местами с функцией регулировки высоты стола.
Сведения о приспособленной библиотеке
Адрес места нахождения Научно-технической библиотеки МЭИ:
111250, г. Москва, ул. Красноказарменная, д. 13, стр. 3.
Площадь:8712 кв.м.
Количество мест: 270.
В структуре библиотеки для обслуживания пользователей работают 4 абонемента, обеспечивающих выдачу литературы на дом (студенческие абонементы учебной литературы для младших и старших курсов, абонемент научной литературы, абонемент художественной литературы) и 4 читальных зала (в том числе, компьютерный читальный зал) на 270 посадочных мест.
При входе в корпус оборудован пандус, есть сигнальная кнопка, в холле и на абонементе 1 этажа указатели тактильные наземные.
На 1 этаже библиотеки предусмотрены места для работы студентов-колясочников, оборудованы рабочие столы. Имеется видеоувеличитель, клавиатура с увеличенными клавишами, система информационная для слабослышащих портативная.
Научно-техническая библиотека обеспечивает доступ к учебным материалам крупных библиотечных систем и собственной электронной базе. ЭБС соответствуют федеральным государственным стандартам обучения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Работа может осуществляться из любого места, в котором имеется доступ к сети Интернет.
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
- ЭБС издательства "ЛАНЬ"
- Электронная библиотека МЭИ (внутривузовские издания)
- Научно-техническая библиотека
Управление молодежной политики и воспитательной работы
Социализация лиц с ОВЗ
Под социальным сопровождением понимается совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении в профессиональной образовательной организации. Его цель – социализация студентов инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их интеграции в социум.
В ходе социализации студентов с инвалидностью возможно использование следующих методов адаптации:
- патронаж;
- тьюторинг;
- наставничество в форме волонтерства;
- организационно-информационные методы;
- методы групповой социально-психологической терапии.
Патронаж заключается в оказании студентам с инвалидностью адресной социальной помощи. Социальный патронаж предполагает постоянное социальное сопровождение студентов с инвалидностью, находящихся в трудной или кризисной ситуации. Содержанием патронажа является взаимодействие с семьей студента с инвалидностью, направленное на познание ресурсов ее членов, создание оптимальных условий, позволяющих членам семьи поддержать обучающегося в преодолении трудностей обучения в МЭИ. Основные функции патронажа:
- социальный контроль;
- социально-психологическое воздействие;
- социальная помощь.
Основные направлениями воспитания в МЭИ
- гражданское воспитание - развитие общегражданских ценностных ориентаций и правовой культуры через включение в общественно-гражданскую деятельность, профилактику асоциальных явлений и участия обучающихся в разного рода противоправных действиях, а также формирование уважительного отношения к обществу, к власти и законам;
- патриотическое воспитание - развитие чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему и будущему с целью мотивации обучающихся к реализации и защите интересов Родины, повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи;
- духовно-нравственное воспитание - развитие ценностно-смысловой сферы и духовной культуры, нравственных чувств и крепкого нравственного стержня, формирование и развитие духовно-нравственных ценностей, а также репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей;
- развитие студенческого самоуправления - консолидация обучающихся университета для реализации общественно значимых студенческих инициатив, организация работы студенческих средств массовой информации (информационные стенды, социальные сети, странички на официальном сайте), развитие сотрудничества с молодежными организациями на областном, межрегиональном, всероссийском и международном уровнях, развитие добровольческого движения;
- физическое воспитание - формирование культуры ведения здорового и безопасного образа жизни, развитие способности к сохранению и укреплению здоровья пропаганда здорового образа жизни, профилактика курения, употребления алкоголя, наркозависимости и других вредных привычек, формирование и развитие у обучающихся культуры и осознанной потребности физического самосовершенствования для укрепления здоровья;
- экологическое воспитание - развитие экологического сознания и устойчивого экологического поведения, формирование бережного отношения к окружающей природной среде, навыков рационального использования природных ресурсов; экологические проблемы современности и ответственности в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования; практическое участие студентов в природно-восстановительных мероприятиях;
- профессионально-трудовое воспитание - предполагает развитие психологической готовности к профессиональной деятельности по избранной профессии, повышение мотивации самосовершенствования обучающихся; формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение; формирование качеств социально-активной личности, навыков самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел;
- культурно-просветительское воспитание - знакомство с материальными и нематериальными объектами человеческой культуры, формирование эстетических потребностей, вкусов, чувств, культуры; реализация собственного творческого потенциала; умение видеть и понимать красоту жизни, труда, эстетику своей будущей профессии, красоту во взаимоотношениях между людьми и в культуре поведения; привитие обучающимся потребности в освоении имеющихся и в создании новых культурно-эстетических ценностей; развитие дизайнерского мастерства и стремление внести красоту в свою жизнь и жизнь других людей;
- научно-образовательное воспитание формирование научного мировоззрения, позволяющего повысить уровень мировоззренческой и методологической культуры, интеллектуально-творческих способностей личности; формирование исследовательского и критического мышления, мотивации к научно-исследовательской деятельности, развитие навыков поиска необходимых сведений в современном информационном потоке, способность самостоятельного пополнения общих и специальных знаний
Программа психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в профессиональной образовательной организации есть целостный процесс, направленный на изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности. Оно представляет собой систематизированную деятельность по обогащению знаний (общеразвивающих и профессиональных), познавательной и эмоционально-волевой сферы, развитию мотивации, профессиональной ориентации и профессиональному становлению личности инвалида.
Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психологомедико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК и/или МСЭ).
Программа психолого-педагогического сопровождения содержит:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медикопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
- корректировку коррекционных мероприятий.
Ключевую роль в решении проблем поддержки обучающихся с инвалидностью ОВЗ играет психолого-медико-педагогический консилиум (психолого-педагогический совет). Так, при возникновении трудностей в освоении обучающимся с инвалидностью и ОВЗ того или иного раздела образовательной программы, решением совета оперативно дополняется структура и содержание программы сопровождения. Индивидуальная программа поддержки и сопровождения обучающегося с ОВЗ и инвалидностью предполагает систематическую специальную психолого-педагогическую помощь в формировании полноценной адаптации к вузу, интеграции в общество и дальнейшего трудоустройства и консультирование сотрудников вуза и ППС по вопросам взаимодействия и коммуникации с обучающимся, особенностей его обучения.
Организационно-педагогическое сопровождение
Под организационно-педагогическим сопровождением мы понимаем систему наставничества и контроля со стороны специального структурного подразделения, ответственного за инклюзивное образование, и других структурных подразделений, с целью своевременного и качественного прохождения учебы студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения.
Одной из эффективных форм организационно-педагогического сопровождения инклюзивного обучения студентов-инвалидов в профессиональной образовательной организации является тьюторинг.
Кадровые ресурсы в МЭИ для обучения лиц с ОВЗ
Важнейшим условием инклюзивного образования студентов с ОВЗ и инвалидностью является обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами, которые:
- принимают новую систему ценностей;
- творчески реализуют новые технологии обучения;
- способны решить проблему включения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательное, воспитательное и социокультурное пространство вуза;
- знают специфику адаптации образовательных программ и программ преподавания учебных дисциплин;
- владеют методиками и технологиями обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- эффективно взаимодействуют как в самом учреждении, так и с окружающим социумом;
- знают особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- знают методы, технологии и формы организации работы сданным контингентом обучающихся;
- умеют адаптировать содержание учебных курсов и формы текущей и итоговой аттестации по предметам с учетом нозологии нарушения у обучающегося с ОВЗ и инвалидностью;
- предоставляют информацию по дисциплинам с учетом восприятия, воспроизведения и переработки информации студентами с ОВЗ и инвалидностью;
- размещают в доступной для обучающихся форме материалы по учебным дисциплинам, четко алгоритмизируя процесс освоения курса, выдачи заданий по нему и осуществляя постоянный контроль успеваемости;
- владеют технологиями электронного и дистанционного образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- владеют методами формирования в академической группе толерантной социокультурной среды и инклюзивной образовательной культуры.
Наличие педагогических работников, получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в МЭИ
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» на системной работе поставлен процесс по повышению квалификации сотрудников. Ежегодно повышение квалификации проходят лица из числа профессорско-педагогического состава МЭИ по следующим программам:
- Программа повышения квалификации «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования»
- Программа повышение квалификации «Основы оказания технической помощь сурдоперевода и тифлосурдоперевода для студентов с ограниченными возможностями здоровья»
Ежегодно повышение квалификации проходят более 50 человек.
Повышение квалификации позволяет подготовить сотрудников МЭИ к работе с лицами с ОВЗ, а также дает представление о техническом и кадровом обеспечении при работе с инвалидами.
Предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков в МЭИ
В ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» для оказания необходимой технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья работают ассистенты из числа сотрудников службы безопасности и охраны труда.
В МЭИ в штате предусмотрены вакантных должностей сурдопереводчика (0,01 ставки) и тифлосурдопереводчика (0,01 ставки) для обеспечения образовательной организацией возможности предоставления услуг ассистента, оказывающего потенциальным обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчика (по переводу русского жестового языка инвалидам с нарушениями функции слуха) и тифлосурдопереводчика (по переводу русского жестового языка инвалидам с нарушениями функций одновременно слуха и зрения).
Задачей сотрудников является консультирование лиц с ОВЗ о возможности перемещения по корпусам, консультирование сотрудников МЭИ о возможности приглашения ассистента, специализирующегося на работе с лицами определенной нозологии, а также обеспечения техническими средствами для общения и организации обучения, находящихся в специально оборудованных помещениях.
Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения инвалидов в профессиональной образовательной организации есть целостный процесс, направленный на изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности. Оно представляет собой систематизированную деятельность по обогащению знаний (общеразвивающих и профессиональных), познавательной и эмоционально-волевой сферы, развитию мотивации, профессиональной ориентации и профессиональному становлению личности инвалида.
Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психологомедико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК и/или МСЭ).
Программа психолого-педагогического сопровождения содержит:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медикопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;
- корректировку коррекционных мероприятий.
Ключевую роль в решении проблем поддержки обучающихся с инвалидностью ОВЗ играет психолого-медико-педагогический консилиум (психолого-педагогический совет). Так, при возникновении трудностей в освоении обучающимся с инвалидностью и ОВЗ того или иного раздела образовательной программы, решением совета оперативно дополняется структура и содержание программы сопровождения. Индивидуальная программа поддержки и сопровождения обучающегося с ОВЗ и инвалидностью предполагает систематическую специальную психолого-педагогическую помощь в формировании полноценной адаптации к вузу, интеграции в общество и дальнейшего трудоустройства и консультирование сотрудников вуза и ППС по вопросам взаимодействия и коммуникации с обучающимся, особенностей его обучения.
Информация о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
ЭБС издательства "ЛАНЬ"
Электронная библиотека МЭИ (внутривузовские издания)
Открытый лекториум МЭИ
Дополнительное образование МЭИ
Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Количество подписных изданий по профилю образовательной организации за отчётный период: 0
Количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, для публикации научных работ за отчётный период
Зарубежных: 0
Количество патентов, полученных на разработки за последние 5 лет:
Зарубежных: 0
Количество свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданных на разработки за отчётный период: 0
Дополнительная информация
Сведения о специальных условиях питания
Условия питания обучающихся в МЭИ, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Особое внимание в МЭИ уделяется социальным аспектам. Большинство учащихся проводят почти весь день в здании учебного заведения, а многие из них живут в общежитии и, как следствие, лишены возможности питаться домашней едой. При этом всем ясно, что в рацион растущего организма обязательно должны входить горячие блюда, свежие фрукты и овощи, меню обязано быть разнообразным и сбалансированным, качество продуктов не должно вызывать сомнений.
Питание, предлагаемое студентам, преподавателям и сотрудникам, соответствует ГОСТу, является качественным питанием по доступным ценам.
В учебных корпусах имеются точки общественного питания, предполагающие самообслуживание, когда каждый посетитель двигается со своим подносом вдоль линии раздачи и выбирает себе понравившиеся блюда. В каждой позиции предлагается 3–4 блюда: 3 вида супов, 3 основных блюда, которые непременно включают различные вариации из рыбы, мяса, вегетарианское блюдо, 3 варианта гарниров, 2–3 вида салатов, десерты, напитки, различные виды хлеба. Особенностью организации питания в МЭИ является то, что за короткую перемену организовано обслуживание огромного потока студентов.
Также на этажах МЭИ расположены вендинговые автоматы для обеспечения быстрого питания обучающихся.
Доступ к объектам питания соответствует нормативным документам в части обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи.
Сведения о специальных условиях охраны здоровья
Профилактически-оздоровительное сопровождение
Данный вид сопровождения учебы инвалидов предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, что непосредственно снижает риск обострения основного заболевания.
Данные задачи реализовываются силами медицинских кабинетов, к услугам которого относятся консультационно-диагностическая и лечебно-профилактическая помощь, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры.
На базе МЭИ осуществляет свою деятельность здравпункт и санаторий-профилакторий, а с целью укрепления остаточного здоровья, развития и закрепления физических (в частности, двигательных), психических качеств, навыков самообслуживания проводятся занятия по адаптивной физической культуре и профилактически-воспитательная работа по укреплению здорового образа жизни.
Наличие комплекса реабилитационных и других медицинских мероприятий в МЭИ
В медицинском кабинете МЭИ ведется амбулаторный прием обучающихся и работников, оказывается неотложная и доврачебная медицинская помощь; в случае необходимости оказывают услуги внутримышечных и подкожных инъекций.
В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и по противоэпидемическим показаниям проводится вакцинация работников и обучающихся университета от гриппа, краснухи, клещевого энцефалита, кори, паротита, гепатита, дифтерии и др.; осуществляются профилактические и реабилитационные мероприятия, санитарно-просветительная работа. В случаях возникновения инфекционных заболеваний проводится работа с контактными лицами и дезинфекция. Отдельная работа, в соответствии с национальным календарем прививок, ведется по вакцинации иностранных студентов.
Медицинские работники МЭИ проводят осмотры работников и обучающихся, проживающих в общежитиях, на педикулез и чесотку, осмотр и выдачу медицинских справок в бассейн.
Ежегодно в университете организуется выездное флюорографическое обследование работников и обучающихся, осмотр врача-маммолога, проводится выездная проверка зрения.
В соответствии с утвержденным в университете графиком приобретения аптечек, ежегодно проводится работа по укомплектованию аптечек для оказания первой помощи во всех учебных и структурных подразделениях, компьютерных классах, общежитиях.
Работники МЭИ, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют возможность получить бесплатную санаторно-курортную путевку в г.Алушта.
Условия для охраны здоровья в МЭИ
В МЭИ создана комплексная система охраны здоровья. Обучающимся и сотрудниками:
- оказывается, первичная медико-санитарная помощь в медицинском пункте;
- проводится пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом, применяется особый порядок освоения дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в рамках образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- организовано прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
- проводится профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- проводится профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в университете»;
- проводятся санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия.
Студенческий оздоровительный спортивный лагерь "Алушта" МЭИ
Студенческий оздоровительно-спортивный лагерь "Энергия"